Версия для слабовидящих

Автобусом или на такси?

13 мая 2015

Автобусом или на такси?

Необходимость полной легализации пассажирских перевозок на межмуниципальном маршруте Каргасок — Томск — Каргасок стала темой для серьезного разговора

Этот серьезный разговор проходил в зале заседаний администрации района с участием представителей администрации района, руководителей Каргасокского и Парабельского автотранспортных предприятий, частных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки до города Томска и обратно, консультанта комитета по организации пассажирских перевозок областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Петра Остроумова, приехавшего в Каргасок специально для того, чтобы встретиться со всеми заинтересованными лицами.

 В самом начале встречи слово взял глава Каргасокского района Андрей Ащеулов. Он, в частности, отметил, что на сегодняшний день ситуация на межмуниципальном маршруте в направлении города Томска складывается очень непростая. Да, действительно, были времена, когда заниматься междугородными пассажирскими перевозками Каргасокскому автотранспортному предприятию было очень выгодно. И даже более того — именно за счет этого междугородного маршрута удавалось покрывать убытки, образовавшиеся на маршрутах местных. Потом интенсивными темпами, очень стремительно начали развиваться фирмы частных перевозчиков. Причем таксисты предлагали своим клиентам не только услугу, но и комфорт во всех его проявлениях: меньше времени в пути, подвоз, что называется, от дома и до дома, более гибкий график передвижения — не только утром или вечером, а в любое другое время суток и т. д. Как следствие — услугами официальных перевозчиков люди стали пользоваться реже, а услугами такси — чаще. «Бывает, конечно, что выходим мы на маршрут с полной загрузкой, - рассказывает директор Каргасокского автотранспортного предприятия Михаил Хлопотной. - Так было, к примеру, в прошлом году после того, как на межгороде произошло несколько аварий. Месяца два недостатка в пассажирах не было. А потом отлегло. Люди опять стали ездить на такси...»

Официальным перевозчиком на маршруте Каргасок — Томск — Каргасок является компания Томскавтотранс. Она выиграла конкурс, объявленный администрацией Томской области. Этот маршрут официальный перевозчик делил с Каргасокским автотранспортным предприятием. Но до поры, до времени... Когда стало понятно, что рентабельности в этом направлении, мягко говоря, ноль, официальный перевозчик регулярные рейсы в нашем направлении прекратил. А Каргасокское АТП все еще продолжает их осуществлять. Вот только результаты этой деятельности не со знаком плюс, а совсем даже наоборот. По словам директора Каргасокского АТП Михаила Хлопотного, всего за пару месяцев текущего года убытки предприятия на межмуниципальном маршруте сложились в размере полумиллиона рублей! И районная власть вынуждена была поставить перед властью областной вопрос ребром: маршрут ваш и поэтому нужно думать, что с ним делать дальше... Область предложила такой вариант: кооперироваться с Парабельским АТП, организовывать подвоз до Парабели, а оттуда доставку каргасокских пассажиров в Томск на парабельских автобусах... Здесь у нас на месте сочли это предложение не совсем целесообразным. Ну если люди не хотят ехать на автобусе до Томска без пересадок, почему они согласятся ехать с пересадкой? Это было непонятно... Предложили свой вариант: на организацию транспортной доступности внутри района муниципальный бюджет тратит ежегодно до тридцати миллионов (!) рублей, обеспечивая перевозки и на авиатранспорте, и на речном транспорте, и на автобусах внутри муниципального района, почему бы области не пойти по такому же пути и не начать выделять дотации на организацию пассажирских перевозок на межмуниципальном маршруте?! Это было бы вполне логично. «Что касается районного бюджета — мы выделять дотации для того, чтобы покрыть убытки на межмуниципальном маршруте не можем. Не можем по закону. Это не наши полномочия, - подчеркнул глава района Андрей Ащеулов. - И если в ближайшее время выход из сложившейся ситуации найден не будет, Каргасокское автотранспортное предприятие вынуждено будет уйти с этого направления так же, как и Томскавтотранс». «А убрать этот рейс нельзя. У нас есть социально незащищенные слои населения. Это те, кто ездит по талонам», - сказал Михаил Хлопотной.

«Наше предприятие осуществляет социальную функцию», - продолжил разговор директор Каргасокского АТП Михаил Хлопотной и обратился к таксистам, присутствовавшим на встрече: «Конкуренция должна быть честной. То что мы тратим на безопасность дорожного движения, на безопасность пассажиров — это достаточно большие средства... Таксисты, насколько мне известно, за это не платят...» «Расходы у предприятия гораздо больше, чем у частника», - поддержал коллегу директор Парабельского АТП Андрей Лебедев. Он также отметил, что Парабельское автотранспортное предприятие тоже несет убытки на межмуниципальном маршруте в направлении города Томска, пусть и не такие значительные, как каргасокцы. И эти убытки покрываются за счет других видов деятельности, в том числе и за счет выполнения работ по содержанию дорог.

По мнению представителя областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Петра Остроумова, выход из сложившейся ситуации есть — нужно прекратить незаконную предпринимательскую деятельность на межмуниципальном маршруте и привести все в соответствие с 21 областным законом, из которого следует, что пассажирские перевозки можно осуществлять только при наличии договора с заказчиком, коим является областной департамент транспорта, дорожной деятельности и связи. У каргасокских таксистов таких договоров нет. Из чего был сделан вывод — пассажирские перевозки на межмуниципальном маршруте в направлении города Томска они, все без исключения, осуществляют незаконно. «В Томской области уже есть случаи, когда частники официально работают на межмуниципальном маршруте. Например, в Подгорном, - констатировал в ходе разговора представитель областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Петр Остроумов. - Такси вполне могут курсировать на маршруте вместе с автобусом АТП. Никто не против. Становитесь на маршрут официально. И помните, что вопросы безопасности никто не отменял. Лицензия — это еще не все... Нужны страховки для пассажиров, предрейсовые медицинские и технические осмотры, тахографы... Все это необходимо. А еще нужно вставать в официальные графики...»

Таксисты это предложение услышали. На эту тему они очень много полемизировали. Говорили, в частности, о том, что 10 часов в пути (именно столько по графику едет до Томска рейсовый автобус) — это ведь уму непостижимо! Так и клиентов всех растерять недолго... Еще один момент — встать в график, значит — гарантировать выход на маршрут даже в том случае, когда полной загрузки нет. Но это ведь не выгодно!.. И еще один момент — в ночной рейс (после 22.00) одного водителя отправлять нельзя, их обязательно должно быть двое...

Складывали, да перекладывали в ходе разговора все «за» и «против». Вроде бы, и заинтересованность у таксистов есть в том, чтобы стать полноправными участниками пассажирских перево-зок на межмуниципальном маршруте. Но не понятен механизм... Как все это будет работать?.. Найти ответ на этот вопрос необходимо уже в ближайшее время. И в качестве мотивации представитель областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Петр Остроумов рассказал о том, что совсем недавно в городе Томске прошло совещание с участием вице-губернатора Андрея Кнорра, который в настоящее время курирует в том числе и вопросы, связанные с транспортом. На этом совещании шла речь о том, что пришло время навести порядок на межмуниципальных маршрутах, очистить их от нелегалов. И если сложится так, что за нелегальную перевозку пассажиров необходимо будет заплатить несколько десятков тысяч рублей, а не две или три, если за это будут изымать автотранспортное средство, а может быть и водительские права, тогда желающих заниматься нелегальным бизнесом всяко поубавится... Таким был состоявшийся разговор.

 

Оксана Жукова, газета «Северная правда».


Просмотров: 311